Будущих предпринимателей мы теряем в начальной школе

Михаил Федоренко: «Будущих предпринимателей мы теряем в начальной школе»

В мире, да и в нашей стране существует великое множество всевозможных педагогических систем, методик. Многие из них уже проверены временем, подтвердили свою состоятельность, имеют приверженцев, последователей. Генеральный директор ЗАО «Деловая среда» Михаил Федоренко уже давно интересуется проблемами школьного воспитания и обучения, достаточно компетентен в этих вопросах. По его мнению, в начальной школе особенно большой интерес вызывает методика заслуженного учителя России Владимира Жохова.

– Как вообще получилось, что вы заинтересовались темой детского образования?

– Наверное, лет 5 назад эта тема увлекла меня достаточно серьёзно. Я сам из Сибири, и там 4 года возглавлял одну из крупнейших региональных молодёжных организаций. Мы готовили всевозможные детские мероприятия. Тогда возник первый вопрос: что такое методы воспитания детей?

Проект «Деловая среда», которым я сейчас занимаюсь, напрямую с «детской» темой не связан. «Деловая среда» – стопроцентная дочка Сбербанка. Задача – создавать сервисы, продукты, решения для микро- и малого бизнеса. Это самый сложный сегмент в сфере продажи банковских продуктов. Я бы даже сказал, что банки только учатся сейчас с ним работать.

Поэтому мы выделились в отдельное «подразделение», чтобы находить инструменты работы с таким бизнесом. Мы учим начинающих предпринимателей, как стартовать, начинать свой бизнес и как в дальнейшем его эффективно развивать. Плюс к этому предоставляем ряд сервисов, которые могут помочь молодым предпринимателям на первых порах, от регистрации ИП до сложных ИТ-продуктов.

Чего мы хотим добиться? Наша задача – чтобы клиентская база росла, чтобы людей, занимающихся бизнесом, становилось больше.

Статистика неумолима. Менее 2 % россиян сегодня предпринимают что-то для того, чтобы начать бизнес. Тех, кто делает бизнес «в долгую», – ещё меньше.

– Катастрофически мало...

– Да. Если говорить про Европу, про США – у них сейчас больше половины всех рабочих мест создаётся именно такими малыми компаниями.

У нас в стране тоже такая задача стоит. Но важно понять, какими технологиями они пользуются. Вот здесь самое интересное. Чем отличаются от других люди, которые посвящают себя бизнесу? Первое. Это люди дивергентного мышления. То есть они способны находить множество решений одной проблемы. Предпринимательский склад ума так называемый. Вторая отличительная черта этих людей – активная жизненная позиция. Они умеют брать на себя ответственность.

Естественно, все они так или иначе учились бизнесу.

Если взять образование как систему, то это начальная школа, средняя школа, потом бизнес-образование.

В периоде взросления ребёнка есть ключевые возрасты: 6 лет, 12 лет, наверное, 16–17 и дальше уже 25 лет – взрослый человек. Где, когда происходит основной «отсев» потенциальных бизнесменов? В чём основные причины наличия у нас этих 2 %? Почему жалкий ручеёк там, где хорошо бы иметь полноводный поток?

Оказывается, что «на входе» в начальную школу большинство детей – по мнению экспертов, около 80 % – обладают и активной жизненной позицией, и дивергентным мышлением.

Проводилось интересное исследование: детям и взрослым людям, среди которых были люди с высоким интеллектом, предложили найти максимальное количество вариантов применения обычной канцелярской скрепки. Высокоинтеллектуальные люди находят 200 вариантов, равно как и большинство детсадовцев. У обычных взрослых, как правило, – не более 15 вариантов решений.

Оказывается, что “на входе” в начальную школу большинство детей – по мнению экспертов, около 80 % – обладают и активной жизненной позицией, и дивергентным мышлением.

– Это понятно: мышление ребёнка ещё не ограничено стереотипами...

– Да, у него абсолютно свободное мышление, и это позволяет ему как раз вариативно мыслить. Но происходит интересная вещь. К 12 годам таких детей остаётся лишь 20–30%. И далее, с возрастом, – по нисходящей. Конечно, мы в «Деловой среде» сфокусированы на работе с теми, кому 25. Но мне стало интересно: а что же происходит в школе, там, где мы теряем основной предпринимательский потенциал?

Нужно понимать, что предприниматель – это не профессия. Предпринимательство – это качество человека, это способность, навык себя реализовывать.

IMG 2274-180IMG 2193-180IMG 2217-180

– Качество, которое может быть воспитано.

– Конечно. Это не удел избранных, а некий путь. Все дети с рождения по большому счёту обладают активной жизненной позицией, в них «кипит» предпринимательство как потенциал.

У меня самого двое детей. Я прекрасно знаю, что ребенок в 2, 3, 4 года, в 5 лет не боится предпринимать действия. Они буквально идут в огонь, потому что у них ещё нет порога страха. Они изучают, они смотрят, они познают, они делают.

И они очень вариативно мыслят. Если вы обратили внимание, предприниматели – это в массе своей люди не столько логического, сколько образного мышления. Это люди с очень сильно развитым воображением.

Логика работает с фактами. Факты – это уже состоявшееся, это прошлое. Если ты будешь опираться на прошлое, ты никогда не создашь будущего. Предприниматели – это люди будущего.

Дело в том, что период в жизни ребёнка, когда он ходит в детский сад, начальную школу, – это возраст, когда как раз очень сильно развито образное мышление.

Логическое мышление (левое полушарие) ещё не созрело. Физиология мозга ребёнка такова, что созревание левого полушария происходит до 12 лет.

Детские бизнес-лагеря работают, как правило, с детьми 11–12 лет.

К сожалению, к этому возрасту происходит нечто, что у ребёнка «вымывает» способность быть активным и мыслить вариативно.

Предприниматели – это в массе своей люди не столько логического, сколько образного мышления. Это люди с очень сильно развитым воображением.

– И этот процесс, как я понимаю, проходит в те годы, когда ребёнок учится в начальной школе?

– Получается именно так. Беда в том, что ребёнок с 1 класса погружается в систему, где доминирует логическое мышление. Более того, в это время его пытаются научить работать с понятиями.

Плюс ко всему не надо забывать, что мы наследники так называемой «прусской» модели образования. Во главу угла ставится следование за примером, оценка и дисциплина. Если ты активный, шумный, значит что-то с тобой не так, надо слушаться.

Сейчас, слава богу, этого становится меньше. Но я-то помню в своём детстве эту систему. Железобетонную такую. (Смеётся.)

Между тем в этот период времени у ребёнка созревает мозг, активизируются новые нейронные связи.

Одно из последствий этого процесса то, что он беспокойный, активный. Ему надо бежать, ему надо прыгать, он не может сидеть на месте.

Естественно, если его посадить за парту, не давать ему шевелиться и, более того, давать ему знания не через правое полушарие, через образы, а через левое, через логику, то у него возникает внутренний конфликт. Левополушарное образование в этом возрасте не физиологично, не согласуется с природой развития ребёнка.

А ведь к тому времени, когда он выходит из системы образования, мы ещё один навык в голову ему вбиваем. Даже не навык, а рефлекс: если ты что-то сделал, это не значит, что это хорошо. Тебе должны сказать извне, что это хорошо, поставить оценку.

Так в школе формируются поведенческие модели, которые полностью противоречат идее предпринимательства.

IMG 2346-600

Беда в том, что ребёнок с 1 класса погружается в систему, где доминирует логическое мышление.

Предприниматель – это человек, который должен уметь, если нужно, бросить вызов всем, но сделать это конструктивно, он должен уметь создать продукт, он должен уметь получить результат.

Ещё одно интересное наблюдение. Когда мы стали работать с предпринимателями и опрашивать их, на что они сегодня тратят деньги в сфере образования, выяснилось, что предприниматели сегодня готовы платить за образование в двух случаях.

Первое. Когда получают знания, которые завтра дают результат. А второй случай: они готовы платить ещё больше за знание о том, как эффективно воспитывать своего ребёнка.

Стало очевидно, что родители хотят знать, как формировать поколение, способное быть не менее, а может быть, и более успешным, чем они. Которое способно то благо, которое они с трудом сформировали, принять и дальше развить, приумножить.

Поэтому запрос на эти знания достаточно чёткий. Люди ищут ответы на конкретные вопросы.

– А внятные ответы на них кто-то может предложить?

– В этом и проблема. Я стал искать людей, которые способны их дать. Я узнал, что на Урале, в центральной России многие школы работают по методике Владимира Ивановича Жохова и получают выдающиеся результаты. Оказалось, что Жохов – заслуженный учитель России, человек, который практически был одним из фундаменталистов в области преподавания математики. Он автор многих учебников, я сам по ним учился. При этом он для себя выбрал в качестве основного направления работы именно начальную школу. Потому что уверен в том, о чём я уже говорил: если хочешь работать с потенциалом ребёнка и в дальнейшем этот потенциал развивать – это только возраст до 12 лет. Потом будет поздно.

Я встретился с Жоховым, чтобы понять суть его системы. Оказалось, что он даёт те же самые знания, что и начальная школа, но на порядок эффективнее. При этом дети не устают, они весёлые и меньше болеют, классы очень дружные, но, главное, они дают высокие результаты, не теряя внутренней свободы, активности и творческого мышления.

Жохов больше 40 лет посвятил этой теме, 14 лет методика применяется на практике. Более 3 тысяч детишек уже выпущено по этой методике, накоплена солидная статистика.

Жохов, на мой взгляд, нашёл правильный инструмент работы с мозгом. Природа настолько гениальна, что она создала всё для того, чтобы мозг был как губка – всё, что даёшь, впитывал. Так, за год дети проходят всю начальную школу. Удивительно, но они усваивают таблицу умножения за одно занятие.

Я пришёл на урок математики в один из классов, который работает по методике Жохова. Поразило: ребятишки за одно занятие решают по 70–80 заданий. Причём решают в уме – я без калькулятора не справился бы. Они решают в 3 классе задания 5, 6, 7 класса.

А потом ещё успевают подискутировать на тему, кто решил правильно, а кто нет, кто в чём ошибся. Такие диспуты учителем поощряются. Дети не боятся высказывать свою позицию, отстаивать её. Налицо поощрение коллективного творчества. Причём творчества не паразитического, когда начинают списывать у соседа по парте. Только добросовестные методы могут двигать тебя вперёд: умение строить диалог, умение мыслить, излагать и доказывать свою позицию.

Жохов, на мой взгляд, нашёл правильный инструмент работы с мозгом.

– Вы решили поучаствовать в продвижении этой методики?

– Да. Организовали вебинар. В зале – 300 человек, онлайн в Интернете – несколько тысяч. И Жохов 4 часа рассказывал о своём методе. И никто из зала не ушёл.

Мы это всё записали, выложили на YouTube. Мы собрали группу людей, профессиональных журналистов, кинооператоров и послали их по школам, где применяются методики Жохова. Чтобы взяли интервью у директоров, родителей, детей, у педагогов, которые их учат. Эти материалы тоже выложили на YouTube.

– Интересно, а в каком виде методика Жохова поступает в школы?

– Он до сих пор ведёт все классы, ведёт педагога лично все 4 года. Педагог у него получает материалы на каждый день занятий на всё время обучения. Материал расписан по минутам: видео, слайды, контент, который там есть. Каждый учитель участвует в еженедельных видеосеминарах, где автор методики даёт педагогу понимание верной организации процесса на предстоящей неделе.

– Сколько классов по стране работает по этой методике?

– Сейчас, наверное, около 100. Причём число их растёт.

– Наверное, не каждый педагог может работать по этой методике? Должны быть определённые качества?

– Владимир Иванович говорит: «Самое главное качество педагога – чтобы он любил детей».

– Ну, это само собой...

– И ещё чтобы он был обычным, приличным человеком. Методика расписана настолько подробно, что ошибиться и сделать плохо крайне сложно...

– Что же получается: педагог лишён права на творчество? Он должен быть только хорошим исполнителем?

– Не совсем так. Я общался с педагогами, работающими по этой методике. Они необычайно заражаются этой темой. Человек погружается в эту сферу знаний, и ему становится очень интересно. Он видит отклик детей, у него загораются глаза.

В Нижнем Новгороде есть педагог, с которой мы часто общаемся на эту тему. Она для себя ставит задачу именно профессионального методического взросления в этом плане, вплоть до написания научных работ. Ей гиперинтересно.

На мой взгляд, талант Жохова как методиста заключается в том, что он не просто книжку написал по математике – бери, читай. Он каждый день разъясняет реально по шагам, по словам – что делать педагогу, как себя вести, на что обращать внимание, как доносить материал, какой материал, когда, в какой день даётся. Фактически создал школу для учителя.

Сейчас частные школы начали этим сильно интересоваться. Представляете, я открываю частную школу. «Дайте мне методику работы с начальными классами». Тебе дадут два учебника, методичку и всё. А вот так, чтобы автор методики лично тебя взял за руку и провёл из точки А в точку Б, был с тобой рядом все 4 года – такого продукта нет на рынке.

Существует феномен «авторских школ»: есть автор – есть школа, нет автора – нет школы. Здесь же методику можно передавать, это именно продукт.

Я сам сегодня совершенно уверен в том, что именно бизнес-образование по-хорошему – это образование с начальной школы. Именно там мы теряем то, что надо сохранять.

Вот так получилось, что в «Деловой среде» моя основная задача – работать с людьми старше 16 лет, но при этом я стратегически понимаю, что надо обращать внимание и на детей и видеть в этом точку опоры. Поэтому я создал так называемую «Лабораторию инновационных методов образования», где собираю лучшие образовательные методики, технологии школьного образования.

Существует феномен “авторских школ”: есть автор – есть школа, нет автора – нет школы. Здесь же методику можно передавать, это именно продукт.

– Для вас это хобби?

– Скажем так, это часть моего понимания предмета. Я не могу заниматься образованием для тех, кому 25 лет, не понимая, почему их так мало сидит в зале. (Смеётся.)

У меня есть круг единомышленников, людей, которые обеспокоены будущим своих детей. Они все бизнесмены. Это некий предпринимательский мир за гранями наших организаций, где мы как люди между собой взаимодействуем и что-то пытаемся делать хорошее. По сути, это благотворительная инициатива, помощь действительно важным для успеха нашего общества проектам.


img10-200Федоренко Михаил Владимирович,
генеральный директор
ЗАО «Деловая среда»

Стаж руководящей работы в больших системах – более 13 лет. Начал карьеру в химической отрасли на предприятии численностью более 6,5 тыс. человек, пройдя путь от простого экономиста в отделе до заместителя генерального директора по коммерческим вопросам, заместителя генерального директора по качеству. C 2008 по 2011 г. работал в ФАС России помощником руководителя, начальником управления контроля химической промышленности и агропромышленного комплекса.

2012 г. – министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области.

Инициатор проекта развития методов образования Cool School, Школа для родителей.

Кандидат экономических наук.

http://businessofrussia.com/oct-2014/item/861-fedorenko.html