Город Оренбург
Город Оренбург
Оренбург закладывался трижды с 1735 по 1743 годы. Более семи лет первопроходцы словно бы опровергали пословицу: "Семь раз отмерь, один раз отрежь". Сначала "резали", потом "отмеряли", и окончательный выбор был сделан.
...На бескрайних просторах степей, малой частью которых была территория нынешней Оренбургскойобласти, происходила бурная и во многом тайная для государственной власти жизнь. Кочевники пасли скот, азиаты пересекали Урал и торговали с европейской частью России. Все это сопровождалось небольшими и крупными стычками, разбоем, враждой как отдельных народов, так и распрями внутри родов. Об этом сохранилось немало легенд. Вот одна из них.
...Когда-то, в незапамятные времена, гора Маяк под Оренбургом носила название Ак-Тюбай, что в переводе с казахского означало "Белый стан". Ногайский хан Басман это место выбрал для стоянки. Откочевал он из Крыма вместе со своею ордой, спасаясь от моровой язвы. С ним пришли и два его мурзы - Алтакар и Битюряк. Между ними возникла вражда. Хан Басман принял сторону Битюряка. Алтакар со своими приверженцами ушел от повелителя.
Для стоянки он выбрал место, где степь пересекала большой овраг. Однажды, узнав о готовящемся набеге, мурза перенес стоянку на другую сторону, а на дне оврага вбил колья, после чего на прежнем месте развел костры. Передовой отряд Басмана почти весь погиб в овраге.
Недалеко от берега реки, где ковыль был самый густой и доходил до плеч воина, как гласит легенда, непокорный Алтакар подготовил бывшему повелителю еще одну ловушку. Несколько дней подряд батыры Алтакара под покровом темноты с обрывистой кручи Яика перетаскивали глыбы камней в ковыльную степь, опоясав ими стоянку. И снова воины хана попали в ловушку - ковыль скрыл подготовленный "сюрприз" - кони, на всем скаку налетев на глыбы, переплетенные жердями, ломали ноги, давили всадников...
В жестоком бою Алтакар разбил своего повелителя, сам Басман в этой схватке был убит и вместе с павшими в том бою похоронен.
Именно с места захоронения началась закладка нынешнего Оренбурга. Во времена его первостроителей еще были заметны следы каменного кладбища.
В 1722 году Петр I сказал: "Киргиз-кайсацкая Орда всем азиатским странам и землям... ключ и врата". Отвлечение сил на Запад и Юг не позволило Петру установить связи с восточными странами, но это сделали люди, выдвинувшиеся при нем и воспринявшие его идеи. Одним из "птенцов гнезда Петрова" был Иван Кириллович Кирилов. Происходил он из посадских людей и начал карьеру подьячим Сыскного приказа. Дотом был переведен в Сенат на должность копииста. Петр обратил на него внимание и сделал секретарем. Систематического образования у Кирилова не было, но он живо интересовался науками, особенно геодезией и картографией, руководил топографическими съемками России, которая в те времена представляла широкий простор для подобной работы. Кирилов является едва ли не родоначальником российской экономической географии, ибо первым составил экономико-географическое описание страны, назвав его "Цветущее состояние Всероссийской империи".
В 1730 году хан Младшего (в некоторых источниках Меньшого) жуза, или Малой Орды, Абулхаир обратился с просьбой о принятии его народа в российское подданство. Такие просьбы он посылал в 1718 и 1726 годах, но правительство их не удовлетворило. В этот раз императрица Анна Иоанновна решила пойти навстречу и 19 февраля 1731 года подписала грамоту о принятии киргиз-кайсаков в свое подданство. В то же время Кирилов выдвигает идею основать город на Яике, ибо без такого форпоста на юго-востоке империи киргиз-кайсацкое подданство ничего не даст. Через возглавлявшего ответное посольство переводчика коллегии иностранных дел А.И. Тевкелева (он же Кутлу Мухаммед Мамешев) Кирилов внушил хану Абулхаиру мысль об основании города, и тот официально попросил об этом русское правительство. В своем проекте под названием "Изъяснение о Киргис-кайсацкой и Каракалпакской ордах", который Кирилов подал в кабинет Анны Иоанновны весной. 1734 года после возвращения Тевкелева из орды, он пишет: "...Но всего лутче, что (с моих слов, как я с ним - то есть Тевкелевым -до поезду его разговор имел) по представлению Тевкелева желает Абулхаир-хан российскую крепость близкую к его владению построить, от которой себе защиты надеется, нам же явная польза и всего намерения фундамент есть...". Выражая чаяния Петра Великого, И.К. Кирилов хотел проложить торговые пути к среднеазиатским и восточным рынкам. Он обосновал необходимость строительства нового города при устье реки Орь (тогда Оръ) и стремился показать его значение в развитии экономических и политических связей с Казахстаном, Средней Азией, Каракалпакией, Восточным Туркестаном и Индией. По его мнению, место, выбранное для города, было "во всем изобильное", и дорога к Аральскому морю и дальше более удобна и безопасна, чем хивинская через Астрахань, которая использовалась для торговых связей.
Проект Кирилова был одобрен Сенатом, и 1 мая 1734 года дана "всемилостивейшая апробация", где говорилось о постройке города на Ори, обеспечении строительства рабочей силой, финансировании экспедиции, включении войсковых подразделений и т.д. Последний пункт гласил: "ко отправлению выше изложенных всех дел определить обер-секретаря Ивана Кирилова и с ним быть мурзе Алексею Тевкелеву, которых туда отправить немедленно и дать полную инструкцию и указы, а сколько каких людей надобно отсюда и из Москвы, о том донесть". Подробная инструкция, включавшая и устройство пристани на Аральском море, была дана 18 мая. В тот же день Кирилов получил указ о больших полномочиях, бесприкословном выполнении всеми военными и должностными лицами его приказов и оказании ему всяческого содействия. В довершение будущему городу 7 июня 1734 года Анной была подписана "Привилегия", скрепленная также подписями А. Остермана, П. Ягужинского, князя А. Черкасского. Именно в этот день город получил официальное свое имя.
Однако создателей города преследовала одна неудача за другой. Об этом рассказывает Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1897): "Первоначально, в 1735 году, Оренбург был основан на устье реки Орь, при впадении ее в реку Урал; он предназначался для защиты от кочевников и был укреплен. Башкиры продолжали, однако, свои грабежи и, наконец, явно восстали против правительства. Находясь в низменной, открытой местности, город не внушал страха бунтовщикам. В 1739 году решено было перенести Оренбург на новое место (Красную гору), в 180 верст ниже по течению, с сохранением прежнего названия; старый город, под именем Орской крепости, продолжал существовать (теперь это город Орск). Новое место, избранное для Оренбурга, также оказалось неудобным. При самой закладке было замечено, что урочище Красная гора бедно строительным материалом и мало пригодно в климатическом отношении; поэтому ... Оренбург был заложен в третий раз (Неплюевым), в 70 верстах от Красногорского урочища, на том месте, где ранее находилась Бердянская крепость, перенесенная на реку Сакмару. Город, выстроенный на Красной горе, продолжал существовать под названием сперва Красногорской крепости, а позднее - Красногорской станицы."
Эти данные опубликованы в конце XIX века. Современные же историки считают, что Оренбург в устье Ори был лишь "заложен", а не "основан". Именно такую трактовку предложил в свое время и В.Н. Татищев, считавший, что Оренбург на слиянии Урала и Ори "токмо заложен, но ничем не основан". Непрост был период рождения города. Не менее сложен вопрос о его названии.
Есть разные версии о наименовании города. По мнению П.И.Рычкова, слово Оренбург образовано от названия реки Орь, которая впадает в Урал в трехстах километрах от нынешнего расположения города. Там стоит другой город - Орск, который первоначально Анна Иоанновна и повелела обозначить Оренбургом.
Этот факт помогает точнее понять глубину намерений государственной власти относительно восточного форпоста империи. Действительно, почему неудачной крепости на Ори не было оставлено название, дарованное царицей, а новому городу не дано другое имя?
Замечено, что города с окончанием на "бург" занимают на карте России особое положение - они являются географическими, административными, экономическими центрами (например, Петербург, Екатеринбург). Участь сия была уготована и Оренбургу, и поэтому никак нельзя было оставить красивое и звучное имя второстепенной крепости ("burg" в переводе с немецкого ничто иное как крепость, замок). Ее назвали Орском. Обозначение же Ори в имени столицы края было сохранено, хотя эта невеликая речка довольно далека от Оренбурга - по тем временам до нее надо было добираться неделю. Краевед В.В.Дорофеев дает свою версию происхождения названия города. Он учитывает значительное влияние иностранцев в годы царствования Анны Иоанновны. "Ohren" по-немецки означает "уши": "крепость-уши". Скорее всего, оба предположения верны: получив имя от реки, название затем приобрело и второй смысл.
Город был заложен 19 апреля 1743 года на высоком берегу Яика, недалеко от впадения в него Сакмары. Здесь он находится и поныне. Выбор места оказался удачным, о чем первый оренбургский губернатор И. И. Неплюев выразился так: "Изо всех по Яику мест лучшее тут хлебопашество усмотрено" и "Российским купцам приезд будет ближе". Оренбург строился по четкому плану, с немецкой точностью в планировке. На немецкий же манер было устроено городское управление. "Чтоб в том городе жители и приезжие во всяком порядке и благополучии и довольстве были и суд и расправу имели справедливую, того ради определяем быть Магистрату в числе трех Бургомистров и шесть Рацгеров, и суд установить.." - писала Анна в "Привилегии". Край кочевников все больше населялся людьми из исконно российских районов. Одновременно с Оренбургом строили десятки укреплений, населенных пунктов. Сначала их заселяли солдатами, рассчитывая, что те займутся хлебопашеством и начнут кормить себя. Однако этого не произошло: армейский уклад не располагал к ведению хозяйства, ибо много ли надо военному человеку, не обремененному семьей!? Тогда и стали создавать Оренбургское казачье войско. Оно было нерегулярным, вело оседлый образ жизни, занималось хлебопашеством, справляло службу по месту жительства, а во время войны шло воевать. Самарские, алексеевские, уфимские и исетские казаки образовали костяк Оренбургского войска. Указом от 11 февраля 1736 года было разрешено зачислять в казаки беглых людей. На степные земли переселялись крепостные крестьяне. Менялся национальный и сословный состав: образовалось казачье войско, появились крепостные крестьяне и заводские люди, которых называли работными. Однако в Оренбурге мастеровых людей было не так уж много. Основное население занималось торговлей, значительную часть составляло чиновничество и купечество. Город все больше приобретал очертания центра губернии. Год от года он превращался во все более мощный источник власти и денег. Власть простиралась все дальше и дальше, а деньги все больше концентрировались в руках немногих людей. Это вызывало протест у населения: то там, то здесь возникали бунты. Особенно дерзко вели себя башкиры, во второй половине XVIII века стали нередки массовые возмущения казаков.
Среди них было много староверов. В войско поступил указ: направить на регулярную службу более трехсот казаков, и чтобы при командире находился цирюльник. Брить бороды означало отказ от старой веры. Казаки забушевали. Для их усмирения прибыл генерал-майор Траубенберг.
Бунт предшествовал появлению в наших краях войска Емельяна Пугачева (октябрь 1773 года). Недовольство казаков действиями местной администрации привело к тому, что многие из них весьма благожелательно отнеслись к Пугачеву. "В Берде Пугачев был любим, - отмечает А.С.Пушкин. - Его казаки никого не обижали. Когда прибежал он из Татищевой, то велел разбить бочки вина, стоявшие у его избы, дабы драки не учинилось. Вино хлынуло по улице рекою..." О популярности Пугачева среди простого народа говорит и то, что даже после его поимки казацкие дети долгое время играли "в пугачевщину".
Однако в Оренбург Пугачев так и не вошел. Город был хорошо укреплен. Крепость имела 10 бастионов и 2 полубастиона. Оградой служил земляной вал с каменной "одеждой", который опоясывался рвом глубиной 12 футов (более 3,5 метра), шириной - 35 футов. Со стороны Яика крепость оставалась несомкнутой, потому что берег достигал местами высоты 30 метров. К осаде в городе хорошо подготовились, сделав необходимые запасы провианта и боеприпасов. Перед самым подходом пугачевцев по приказу губернатора сожгли Георгиевскую (Калмыцкую) слободу, находившуюся с восточной стороны вплотную к крепостному валу, дабы повстанцы не смогли укрепиться вблизи фортификационных сооружений.
Сначала пугачевцы разбили лагерь на лугах в пойме Яика, затем перенесли его в низину к югу от Бердской слободы. С наступлением холодов большинство из них переселилось в Берду (так в пушкинские времена называли Берды). Пугачевцы близко подступали к городу. Самое крупное сражение разыгралось 13 (24) января 1774 года, когда войска гарнизона предприняли последнюю попытку деблокировать город и потерпели поражение. Взять Оренбург повстанцам оказалось не по силам потому, что они не умели брать артиллерийских крепостей. Сам предводитель скомпрометировал себя разбоем, грабежами, жестокими расправами.
Всерьез обеспокоенная крестьянскими волнениями Екатерина II распорядилась послать на подавление восстания генерал-поручика А. В. Суворова, только что одержавшего блестящую победу над турками. Он добрался до Уральска, но Пугачев уже был пойман казаками и выдан властям. И Суворову ничего не оставалось, как препроводить Пугачева в клетке (в пути ее заменили на кандалы) до Симбирска. За участие в этой операции Суворов был награжден золотой шпагой.
Подводя итоги периода становления Оренбурга, необходимо отдать должное первому и одному из выдающихся губернаторов Оренбурга Ивану Ивановичу Неплюеву. По выражению историка В. О. Ключевского - это один из даровитейших сотрудников Петра. При нем открылся в Оренбурге крупный торг, он устроил на территории края медеплавильные и железоделательные заводы. Город строился по плану, который при Неплюеве и создавался.
Особые страницы в истории Оренбурга связаны с именем военного губернатора Василия Алексеевича Перовского. Три четверти всех примечательных зданий в Оренбурге построены при нем. Он же положил начало освещению улиц. При Перовском появился водопровод - вода из Урала поступала в центр города, в бассейн, и народ оттуда брал ее бочками. С именем В. А. Перовского связаны важнейшие достижения в развитии Оренбурга в XIX веке.
Много больших и малых потрясений пережил город в прошлом веке. В Отечественной войне 1812 года участвовало свыше трех тысяч оренбургских казаков. Наши земляки с боями проскакали по Европе и вернулись, овеянные славой. А многие воевали в партизанских отрядах вплоть до 1814 года.
Февраль и октябрь 1917 года, последовавшие за ними гражданская война, разруха, голод оказались для города тяжелым испытанием. Одни культовые здания были разрушены, другие экспроприированы, многие отобраны у их владельцев и превращены в конторы, склады, коммунальные квартиры.
Несколько раз после революции менялся статус Оренбурга. С 1920 по 1925 годы он был столицей Киргизской (Казахской) АССР. В 1928 году создали Средне-Волжскую область, затем преобразовали ее в край, а город сделали окружным. С 1930 года он стал районным, и лишь с конца 1934 года, когда Оренбуржье выделилось из Средне-Волжского края, Оренбург становится областным.
В годы Великой Отечественной войны город был глубоким тылом. Сюда с западных районов страны эвакуировано 44 крупных предприятия. Такова судьба, например, инструментального, станкостроительного заводов, "Металлиста", нефтемаслозавода, шелкокомбината. В связи с увеличением населения усиленно велась застройка на северо-востоке города.
После войны застраиваются улицы, "обрамляющие" исторический центр города, Б.Хмельницкого, Выставочная, Постникова, площадь Динамо. Быстро растет проспект Победы. Оренбург становится все "выше" -увеличивается этажность, развивается крупнопанельное домостроение.
Дальнейший рост города связан с освоением газоконденсатного месторождения. Население его возросло практически вдвое. Оренбург окружили предприятия по добыче, транспортировке, переработке газа и газового конденсата. Значительно расширились инфраструктура города, жилой фонд. В связи с новыми потребностями и возможностями генеральный план застройки был значительно скорректирован.
Источник: Админстрация г.Оренбурга