Отношение Рунета к НКО


В проведенном Subscribe.Ru онлайн опросе, посвященном общественным и некоммерческим организациям (НКО), приняли участие 1827 респондентов, представляющих активную (недельную) российскую интернет-аудиторию. Участники опроса продемонстрировали более высокий уровень информированности о НКО на фоне остального населения России. Выражение "некоммерческая организация" хорошо знакомо 54% участников онлайн опроса, тогда как в проведенном Левада-центром опросе по общероссийской выборке эта доля составляет лишь 16%. Что-то слышали об НКО 37% участников онлайн опроса, против 52% опрошенных Левада-центром. Ничего не слышали о НКО 7% и 29% соответственно.

Однако 33% участников нашего онлайн опроса ничего не знают, а 30% лишь "краем уха" наслышаны о конкретной деятельности НКО в регионе своего проживания. Поэтому, наиболее осведомленной частью российской интернет-аудитории можно считать лишь 13% тех, кто сталкивался с деятельностью НКО в своем регионе - то есть, в течение последних 5-ти лет помогал или участвовал в деятельности каких-либо общественных неправительственных, негосударственных организаций, а также 16% тех, кто определенно знает о таковой деятельности. Еще меньшему числу российских интернет-пользователей лично когда-нибудь помогали какие-либо общественные неправительственные, негосударственные организации. Только 3% получали материальную (деньгами, вещами), 5% - нематериальную (консультации, юристы) помощь, а еще 3% - оба вида такой помощи.

Среди тех, кто за последние 5 лет участвовал в деятельности НКО, преимущественными формами участия были волонтерская работа, то есть, бесплатная работа в общественных организациях (50% от числа участвовавших), поддержка благотворительных акций - концертов, выставок, лотерей, аукционов (37%), распространение информации о деятельности общественных организаций (32%), денежные взносы и иная материальная помощь (26%), а также работа на общественные организации за собственное вознаграждение (21%).

Повышению уровня информированности о НКО мешают непрозрачность их деятельности, недостаток публикаций в СМИ, связанных с разъяснением особенностей их деятельности, их роли в развитии общества, а в последнее время - негативное отношение со стороны государства, контролируемых им СМИ. Кроме того, еще достаточно распространено представление о том, что деятельность НКО направлена на личное обогащение и служит частным или корпоративным интересам. Данные предположения подтверждаются тем, что немалая доля респондентов считают, что НКО создаются для решения отдельных задач, удовлетворяющих личные интересы их руководителей, учредителей (37%), оказывают услуги и помощь только собственным участникам, членам (30%), лишь "выбивают" гранты для себя, но их деятельность для большинства граждан не заметна и не важна (35%).

Лишь 27% опрошенных допускают, что НКО в России используются иностранными спецслужбами для деятельности, направленной против интересов государства. Тем не менее, большинство опрошенных поддерживают ужесточение российского закона о некоммерческих организациях, а именно - требование, чтобы те из них, которые получают средства из-за рубежа, регистрировались в качестве "иностранных агентов" (69%), а также жесткие санкции вплоть до ликвидации НКО, которые не желают подчиниться этому требованию (71%).

При существующем уровне осведомленности и вовлеченности вряд ли правомерно делать вывод о наличии устойчивого отношения к НКО. Только 46% среди всех участников онлайн опроса (и не менее 52% среди назвавших себя осведомленными по части НКО) смогли дать формально правильное определение НКО - организация, не имеющая целью извлечение прибыли, не занимающаяся бизнесом, коммерцией, торговлей. Наряду с этим общественное мнение о НКО существует в форме неясных представлений и интуитивных оценок, когда под некоммерческими организациями респонденты подразумевают любые организации, существующие на частные пожертвования, взносы членов и/или спонсоров, гранты (14%), просто не государственные, не бюджетные организации, включая частные предприятия (8%), занятые политической или правозащитной деятельностью (8%), благотворительные, в том числе, религиозные организации, занятые социальной помощью (6%) или даже государственные, муниципальные учреждения, финансируемые из федерального или местного бюджета (6%). Такие ассоциации свидетельствуют о том, что российские интернет-пользователи не до конца разбираются в институциональных особенностях НКО.

В целом же отношение к некоммерческим организациям со стороны российских интернет-пользователей остается противоречивым. Деятельность НКО в их сознании связывается, в первую очередь, с решением социальных вопросов и защитой прав граждан. Около 29% опрошенных видят главное назначение НКО в России в том, чтобы оказывать непосредственные услуги обществу - помогать уязвимым слоям населения, способствовать развитию культуры и образования и т.д. Напротив, 9% настаивают на приоритете защиты прав граждан. Но большинство опрошенных (43%) считают оптимальным для НКО сочетание социальной работы и правозащитной деятельности.

Российские интернет-пользователи считают приоритетными те направления деятельности некоммерческих организаций, которые, во-первых, касаются наиболее острых социальных проблем, а с другой – наиболее широких слоев населения. Основными направлениями деятельности НКО в России респонденты считают помощь социально уязвимым слоям населения (64%) и правозащитную деятельность (49%), защиту общественных интересов и поддержку инициатив граждан, местное самоуправление (46%) и охрану природы, экологии (42%), охрану материнства, родительства и детства, преодоление детской беспризорности (38%), охрану памятников истории и культуры (30%), здоровья населения (28%), благоустройство территорий (26%).

Сегодня около 56% опрошенных верят, что действующие в России НКО защищают права граждан, способствуют проявлению общественной инициативы, развитию гражданского общества. Около 50% - в то, что НКО содействуют решению острых социальных проблем, развитию социальной сферы. А вот в возможность контроля со стороны НКО над деятельностью государства пока особой веры нет. Лишь 36% опрошенных считают, что НКО помогают решать проблемы уровня местного самоуправления в области ЖКХ, благоустройства территорий, транспорта, торговли, и только 35% - в то, что НКО осуществляют независимый общественный контроль над деятельностью государственных органов.

Патерналистские установки в отношении государства сохраняются в массовом сознании россиян. Так, по мнению 14% российских интернет-пользователей, оказывать непосредственные услуги обществу и заниматься правозащитной деятельностью должны ... исключительно государственные учреждения, а некоммерческие организации (НКО) вообще не нужны. В общем же случае 33% опрошенных уверены, что именно государство должно вносить наибольший вклад в развитие гражданского общества, и только 2% готовы целиком положиться в этом вопросе на неправительственные, негосударственные организации, а 8% - на отдельных граждан и их неформальные объединения, инициативные группы. Наиболее же популярна среди российских интернет-пользователей позиция, которую разделяет 54% участников опроса, что государство и общественные организации должны действовать совместно как равноправные партнеры. Последнее означает, что для развития социальной базы НКО имеется существенный потенциал.

Конечно, перспективы НКО в России определяются не только их отношениями с государством, но и готовностью населения участвовать в деятельности общественных организаций. Однако за последние 5 лет у 80% российских интернет-пользователей такого стремления не обнаружилось. Правда лишь 17% среди них признались, что их в принципе не интересует общественная деятельность. И только 9% считают, что гражданам лучше решать свои проблемы с работодателями и государством без посредников в виде общественных организаций. В числе же главных препятствий были названы отсутствие общественных организаций, чья деятельность была бы интересна, которые решали бы актуальные проблемы (39%) и отсутствие информации о работе таких организаций (38%), невозможность участвовать в деятельности общественных организаций по личным, семейным причинам (27%), неверие в честность (21%) и эффективность (21%) таких организаций.