В проведенном Subscribe.Ru онлайн опросе, посвященном общественным и некоммерческим организациям (НКО), приняли
участие 1827 респондентов, представляющих активную (недельную) российскую интернет-аудиторию. Участники опроса
продемонстрировали более высокий уровень информированности о НКО на фоне остального населения России. Выражение
"некоммерческая организация" хорошо знакомо 54% участников онлайн опроса, тогда как в проведенном Левада-центром
опросе по общероссийской выборке эта доля составляет лишь 16%. Что-то слышали об НКО 37% участников онлайн опроса,
против 52% опрошенных Левада-центром. Ничего не слышали о НКО 7% и 29% соответственно.
Однако 33% участников нашего онлайн опроса ничего не знают, а 30% лишь "краем уха" наслышаны о конкретной деятельности
НКО в регионе своего проживания. Поэтому, наиболее осведомленной частью российской интернет-аудитории можно считать лишь
13% тех, кто сталкивался с деятельностью НКО в своем регионе - то есть, в течение последних 5-ти лет помогал или участвовал
в деятельности каких-либо общественных неправительственных, негосударственных организаций, а также 16% тех, кто определенно
знает о таковой деятельности. Еще меньшему числу российских интернет-пользователей лично когда-нибудь помогали какие-либо
общественные неправительственные, негосударственные организации. Только 3% получали материальную (деньгами, вещами),
5% - нематериальную (консультации, юристы) помощь, а еще 3% - оба вида такой помощи.
Среди тех, кто за последние 5 лет участвовал в деятельности НКО,
преимущественными формами участия были волонтерская
работа, то есть, бесплатная работа в общественных организациях (50% от
числа участвовавших), поддержка благотворительных
акций - концертов, выставок, лотерей, аукционов (37%), распространение
информации о деятельности общественных организаций (32%),
денежные взносы и иная материальная помощь (26%), а также работа на
общественные организации за собственное вознаграждение (21%).
Повышению уровня информированности о НКО мешают непрозрачность их деятельности, недостаток публикаций в СМИ, связанных
с разъяснением особенностей их деятельности, их роли в развитии общества, а в последнее время - негативное отношение со
стороны государства, контролируемых им СМИ. Кроме того, еще достаточно распространено представление о том, что деятельность
НКО направлена на личное обогащение и служит частным или корпоративным интересам. Данные предположения подтверждаются тем,
что немалая доля респондентов считают, что НКО создаются для решения отдельных задач, удовлетворяющих личные интересы их
руководителей, учредителей (37%), оказывают услуги и помощь только собственным участникам, членам (30%), лишь "выбивают"
гранты для себя, но их деятельность для большинства граждан не заметна и не важна (35%).
Лишь 27% опрошенных допускают, что НКО в России используются
иностранными спецслужбами для деятельности, направленной
против интересов государства. Тем не менее, большинство опрошенных
поддерживают ужесточение российского закона о некоммерческих
организациях, а именно - требование, чтобы те из них, которые получают
средства из-за рубежа, регистрировались в качестве
"иностранных агентов" (69%), а также жесткие санкции вплоть до
ликвидации НКО, которые не желают подчиниться этому требованию (71%).
При существующем уровне осведомленности и вовлеченности вряд ли
правомерно делать вывод о наличии устойчивого отношения к НКО.
Только 46% среди всех участников онлайн опроса (и не менее 52% среди
назвавших себя осведомленными по части НКО) смогли дать
формально правильное определение НКО - организация, не имеющая целью
извлечение прибыли, не занимающаяся бизнесом, коммерцией,
торговлей. Наряду с этим общественное мнение о НКО существует в форме
неясных представлений и интуитивных оценок, когда под
некоммерческими организациями респонденты подразумевают любые
организации, существующие на частные пожертвования, взносы членов
и/или спонсоров, гранты (14%), просто не государственные, не бюджетные
организации, включая частные предприятия (8%), занятые
политической или правозащитной деятельностью (8%), благотворительные, в
том числе, религиозные организации, занятые социальной
помощью (6%) или даже государственные, муниципальные учреждения,
финансируемые из федерального или местного бюджета (6%). Такие
ассоциации свидетельствуют о том, что российские интернет-пользователи
не до конца разбираются в институциональных особенностях НКО.
В целом же отношение к некоммерческим организациям со стороны российских
интернет-пользователей остается противоречивым.
Деятельность НКО в их сознании связывается, в первую очередь, с решением
социальных вопросов и защитой прав граждан. Около 29%
опрошенных видят главное назначение НКО в России в том, чтобы оказывать
непосредственные услуги обществу - помогать уязвимым слоям
населения, способствовать развитию культуры и образования и т.д.
Напротив, 9% настаивают на приоритете защиты прав граждан. Но
большинство опрошенных (43%) считают оптимальным для НКО сочетание
социальной работы и правозащитной деятельности.
Российские интернет-пользователи считают приоритетными те направления
деятельности некоммерческих организаций, которые, во-первых,
касаются наиболее острых социальных проблем, а с другой – наиболее
широких слоев населения. Основными направлениями деятельности
НКО в России респонденты считают помощь социально уязвимым слоям
населения (64%) и правозащитную деятельность (49%), защиту
общественных интересов и поддержку инициатив граждан, местное
самоуправление (46%) и охрану природы, экологии (42%), охрану
материнства,
родительства и детства, преодоление детской беспризорности (38%), охрану
памятников истории и культуры (30%), здоровья
населения (28%), благоустройство территорий (26%).
Сегодня около 56% опрошенных верят, что действующие в России НКО
защищают права граждан, способствуют проявлению общественной инициативы,
развитию гражданского общества. Около 50% - в то, что НКО содействуют
решению острых социальных проблем, развитию социальной сферы.
А вот в возможность контроля со стороны НКО над деятельностью
государства пока особой веры нет. Лишь 36% опрошенных считают, что НКО
помогают решать проблемы уровня местного самоуправления в области ЖКХ,
благоустройства территорий, транспорта, торговли, и только
35% - в то, что НКО осуществляют независимый общественный контроль над
деятельностью государственных органов.
Патерналистские установки в отношении государства сохраняются в массовом
сознании россиян. Так, по мнению 14% российских
интернет-пользователей, оказывать непосредственные услуги обществу и
заниматься правозащитной деятельностью должны ... исключительно
государственные учреждения, а некоммерческие организации (НКО) вообще не
нужны. В общем же случае 33% опрошенных уверены, что именно
государство должно вносить наибольший вклад в развитие гражданского
общества, и только 2% готовы целиком положиться в этом вопросе на
неправительственные, негосударственные организации, а 8% - на отдельных
граждан и их неформальные объединения, инициативные группы.
Наиболее же популярна среди российских интернет-пользователей позиция,
которую разделяет 54% участников опроса, что государство и
общественные организации должны действовать совместно как равноправные
партнеры. Последнее означает, что для развития социальной
базы НКО имеется существенный потенциал.
Конечно, перспективы НКО в России определяются не только их отношениями с
государством, но и готовностью населения участвовать в
деятельности общественных организаций. Однако за последние 5 лет у 80%
российских интернет-пользователей такого стремления не
обнаружилось. Правда лишь 17% среди них признались, что их в принципе не
интересует общественная деятельность. И только 9% считают,
что гражданам лучше решать свои проблемы с работодателями и государством
без посредников в виде общественных организаций. В числе
же главных препятствий были названы отсутствие общественных организаций,
чья деятельность была бы интересна, которые решали
бы актуальные проблемы (39%) и отсутствие информации о работе таких
организаций (38%), невозможность участвовать в деятельности
общественных организаций по личным, семейным причинам (27%), неверие в
честность (21%) и эффективность (21%) таких организаций.
|