Словарь основных терминов к модулю 'Философия'
- Задатки – врождённые предрасположенности к приобретению способностей
- Способности – приобретённые индивидуальные качества человека, определяющие успех его деятельности
- Личность – субъект сознательной деятельности, носитель социально-значимых качеств
- Социализация - процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных ролей и норм, духовных ценностей
- Мышление – процесс решения проблем
- Деятельность – сознательная преобразовательная активность людей в соответствие с их потребностями, интересами и разумными целями
- Игра – деятельность, ориентированная не столько на конкретный результат, сколько на сам процесс игры — её правила, ситуацию, воображаемую обстановку
- Обучение – деятельность, направленная на приобретение знаний и способов действий
- Общение – установление и развитие взаимных отношений, контактов между людьми через обмен информацией, оценками, чувствами и конкретными действиями
- Труд – вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата
- Цель – осознанный образ желаемого результата
- Потребность – переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности
- Свобода – способность действовать во всех важных делах на основе выбора.
- Внешняя ответственность – привлечение к ответу за нарушение социальных норм, т.н. санкции (моральная ответственность, правовая ответственность)
- Внутренняя ответственность – ответственность перед самим собой, сознательная готовность следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения их последствия для окружающих, принимать санкции в случае допущенных нарушений
- Мировоззрение – система взглядов человека на окружающий мир и своё место в нем
- Познание – процесс постижения действительности
- Знания – обоснованные и адекватные действительности сведения
- Ощущение – отражение отдельных свойств предметов и процессов
- Восприятие – целостное отражение предметов
- Представление – усреднённый образ объекта в условиях отсутствия непосредственного контакта с данным конкретным объектом (воспоминания, фантазии)
- Язык – система специальных знаков, имеющих предписанное им значение
- Понятие – мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки объектов
- Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая нечто об объектах
- Умозаключение – последовательность суждений, посредством которой выводится новое суждение - т.н. вывод или заключение
- Наука – творческаядеятельность, направленная на получение, обоснование и систематизацию предельно надёжных знаний о действительности
- Tеория – последовательность суждений, посредством которой факты объясняются и предсказываются
- Наблюдение – метод научного исследования, заключающийся в активном, систематическом, целенаправленном, планомерном и преднамеренном восприятии объекта, в ходе которого получается знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта.
- Эксперимент — это метод научного исследования явлений в определённых воспроизводимых условиях путём их контролируемого изменения
- Истина — это соответствие представлений или утверждений реальному положению дел
- Заблуждение — это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное
- Общество в широком смысле –это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения
- Система – упорядоченная совокупность элементов, которая образует определенную целостность
- Социальный институт – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности, направленной на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.
- Общественные отношения — устойчиво повторяющиеся взаимосвязи, возникающие между людьми, их группами, организациями и общностями в процессе реализации важных сторон жизнедеятельности
- Социальное развитие – необратимые качественные социальные изменения.
- Прогресс – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному
- Регресс – развитие от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному
- Социальная революция – коренной качественный переворот, затрагивающий все сферы общества
- Социальная эволюция – постепенные непрерывные социальные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов
- Реформа — осуществляемое сверху правящими кругами изменение какой-либо существенной стороны общественной жизни при сохранении основ существующей социальной структуры
- Глобализация – процесс роста взаимосвязей между разными странами и организациями мира во всех сферах общественной жизни
- Глобальные проблемы — проблемы,затрагивающие жизненно важные интересы человечества.
- Культура в широком смысле – совокупность продуктов и результатов человеческой деятельности, мир артефактов (например, богатая культура).
- Образование как деятельность – деятельность, направленная на развитие личности через приобщение ее к системе культуры, усвоение социальных знаний, умений, навыков
- Религия – это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы
- Свобода совести – право человека самостоятельно формировать и открыто выражать свои морально-этические убеждения.
- Свобода вероисповедания – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать и исповедовать ли её вообще.
- Искусство – особая форма духовной культуры и творческого самовыражения, деятельность по созданию и созерцанию уникальных эстетических образов.
- Мораль – особый тип регуляции поведения людей на основе представлений о добре и зле.
Подкаталоги
- Опыты
- Рекомендации лидерам проектов
- Специальный корреспондент Страна героев 2 11.12.2011
- Знание. Развитие. Прогресс.
Страницы: «1» 2